http://caestudies.ru/index.php/caestudies/issue/feedЖурнал центрально-азиатских и евразийских исследований 2022-01-21T09:53:16+03:00Open Journal Systems<p>«Журнал центрально-азиатских и евразийских исследований» – международный научный рецензируемый журнал, охватывающий широкий спектр направлений, посвящённых всестороннему изучению истории, современного состояния и перспектив развития стран центрально-азиатского региона.</p> <p>Публикуемые в журнале материалы проходят процедуру рецензирования и экспертного отбора. Научное содержание публикаций соответствует следующим группам научных специальностей:</p> <ul> <li>07.00.00 Исторические науки и археология</li> <li>22.00.00 Социологические науки</li> <li>23.00.00 Политология</li> </ul>http://caestudies.ru/index.php/caestudies/article/view/26Зеленая экономика для целей устойчивого развития в центральной Азии2022-01-21T09:03:52+03:00Булат Есекин 1@mail.ru<p>Центрально-азиатский регион уникален своим биологическим разнообразием и ландшафтами. Нерациональное природопользование в течение десятилетий привело к существенному сокращению видового и генетического разнообразия, деградации экосистем. В результате антропогенных нагрузок, а также в связи с изменением климата сокращаются водные ресурсы, возрастают риски и количество наводнений, лавин, селей и других природных катастроф. Сложившаяся практика секторального управления является препятствием для решения сложных и взаимосвязанных вопросов развития стран Центральной Азии и НЕКСУС подход признан более эффективным для взаимодействия и сотрудничества, для достижения целей устойчивого развития. Необходимость и возможность решения экологических проблем совместными усилиями признается всеми государствами Центральной Азии, экспертами, международными организациями и неправительственными организациями.</p>2022-01-21T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 http://caestudies.ru/index.php/caestudies/article/view/27Государственная политика Таджикистана в производстве и реализации возобновляемой энергии2022-01-21T09:09:05+03:00Гафур Расулов 1@mail.ru<p>В современном мире во многих странах, с учётом роста населения и увеличения потребления энергоресурсов, альтернативная энергетика стремительно распространяется, соответствующие органы уделяют больше внимание производству возобновляемой и экологически чистой энергии в рамках осуществления программы «зеленной экономики». Преимущество такого своевременного и оптимального подхода очевидно: использование возобновляемых источников энергии позволяет сократить дров, угля, сохранить зеленные деревья, сокращать вредные выбросы, снизить риск потепления атмосферы и парникового эффекта.</p>2022-01-21T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 http://caestudies.ru/index.php/caestudies/article/view/28Потенциал ГЧП для развития зеленой экономики в странах центральной Азии2022-01-21T09:17:35+03:00Арман Тлеубаев 1@mail.ru<p>Во всем мире все большую актуальность приобретают различные способы содействие государству в выполнении его задач. В условиях кризиса и дефицита бюджетных средств, государственные органы прибегают к поиску новых источников, позволяющих привлечь внебюджетное финансирование для реализации государственных инвестиционных проектов. В связи с этим особый интерес у государства будут иметь проекты, основанные на принципах государственно-частного партнерства.</p>2022-01-21T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 http://caestudies.ru/index.php/caestudies/article/view/29Концепт «радикализация» в странах центральной Азии (на примере Казахстана)2022-01-21T09:24:14+03:00Рустам Бурнашев 1@mail.ru<p>В современном мире термин «радикализация» используется в странах Центральной Азии как нечто естественное и самоочевидное, не нуждающееся в дальнейшей экспликации. Здесь не делается попыток ввести его определение и на системном уровне зафиксировать факторы, определяющие этот процесс.</p> <p>Данное исследование направлено на то, чтобы прояснить «интуитивно принятое» понимание радикализации в странах Центральной Азии (на примере Казахстана). В качестве методов исследования были использованы интервьюирование экспертов, контент-анализ средств массовой информации, анализ данных массовых социологических опросов.</p> <p>Специалисты, выступившие респондентами исследования, как правило, не проводят различия между «радикализацией» и «радикализацией, ведущей к насилию». Они продемонстрировали склонность тесно увязывать радикализацию с терроризмом, который, по их мнению, имеет почти исключительно религиозную (исламистскую) основу. Контент-анализ также показал, что в отношении Казахстана характерна привязка радикализации к религиозному сектору.</p> <p>Для академического сообщества Казахстана более популярным термином, чем «радикализация», является термин «конфликтный потенциал». Как правило, конфликтный потенциал в Казахстане, согласно проводимым в стране социологическим исследованиям, оценивается как высокий и привязывается к религиозной или этнической сфере социальных взаимодействий. Однако на уровне ивент-анализа серьезных открытых конфликтов в этих сферах не фиксируется.</p> <p>В статье также обосновывается утверждение, что эффективными инструментами исследования радикализации в Центральной Азии является концепция политики идентичности и концепция сильных / слабых государств.</p>2022-01-21T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 http://caestudies.ru/index.php/caestudies/article/view/30Религиозное просвещение и толерантность как важный фактор стабильности в современном Узбекистане2022-01-21T09:34:02+03:00Луиза Махмутджаева 1@mail.ruНигора Талипова 1@mail.ru<p>В статье автором проводится исследование опыта Узбекистана в межрелигиозном обучении, межнационального согласия и воспитании толерантности в Республике. Анализируется деятельность учебных заведений, меры, принимаемые правительством страны для религиозного воспитания и формировании толерантного молодого поколения. Кроме того, описывается деятельность международной исламской академии и ее роль в религиозной образовании. Актуальность темы в том, что укрепление межэтнической и межконфессиональной толерантности является крайне важной проблемой для любого общества на современном этапе. Необходимо исследовать опыт развития Центральной Азии после распада бывшего Союза, на примере Узбекистана, наглядно показавшего возможность достижения межрелигиозного согласия в обществе. Целью работы является анализ мер, принимаемых в Республике Узбекистан относительно развития религиозного просвещения и изучения наследия исламской цивилизации.</p>2022-01-21T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 http://caestudies.ru/index.php/caestudies/article/view/31Исламский фактор во внешней политике Центрально-Азиатских государств2022-01-21T09:43:14+03:00Кайрат Осмоналиев 1@mail.ruА. Карагулов1@mail.ru<p>В Центральной Азии, представляющей собой пять государств – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, испокон веков живут представители народов, сочетающих в своем мировоззрении традиционные верования с зороастризмом, буддизмом, христианством и исламом. Сложившаяся здесь исламская правовая школа – ханафитский мазхаб, суфийские учения не противопоставляют доктринальный ислам местной традиции.</p>2022-01-21T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 http://caestudies.ru/index.php/caestudies/article/view/32Казахстанский опыт теологической дерадикализации2022-01-21T09:53:16+03:00A. Сабдин1@mail.ru<p>В статье проведён анализ отдельных практик теологической дерадикализации религиозно мотивированных экстремистов и террористов. В статье описаны отдельные компоненты, условия, методы и принципы работы с радикалами, а также субъекты, занимающиеся проблемами радикализации и дерадикализации в Казахстане.</p>2022-01-21T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022 http://caestudies.ru/index.php/caestudies/article/view/25Исламские нравственные ценности и их отражение в творчестве Кумыкских и Карачаево-Балкарских деятелей конца ХI{ ‒ начала XX века2022-01-21T08:46:52+03:00Светлана Аккиева1@mail.ru<p>Главной основой развития любой страны считаются нравственные ценности, которые вырабатываются на протяжении многих веков и отражаются в таких мировых религиях, как ислам. Несмотря на частое выражение жестокости и грубости по отношению друг к другу, люди стараются обогащать свое духовно-нравственное состояние любыми «подручными» способами, одним из которых является изучение произведений искусства. В данной статье рассматривается метод преподнесения и донесения до читателей работ кумыкских и карачаево-балкарских деятелей и отражения в них сущности исламско-нравственных ценностей, которые должны жить не только «на бумаге», но и в душах людей. Такие авторы, как К. Мечиев, И. Акбаев, К. Насыйри и Н. Батырмурзаев показывают читателям стремление к лучшему и прекрасному. Они, являясь своего рода основоположниками различных направлений творчества и образования культурно-нравственных ценностей, через свои труды пытаются объединить людей и приобщить их к единству и неповторимости.</p>2022-01-21T00:00:00+03:00Copyright (c) 2022